Приложение №1 к ООП ООО Рабочая программа внеурочной деятельности вокального кружка «Горошины» , п,Оус Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности вокального кружка «Горошины» составлена в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации». Ст.12,28; ст.12,ч.9; ст.75,ч.1, Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» . Программа вокального кружка «Горошины»» по своему характеру является развивающей и обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой, раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, знакомство с музыкальной литературой, музыкально-теоретические сведения, беседы о музыке. Практическая часть включает в себя вокально-интонационную работу, разучивание песенного материала, репетиции на сцене, концерты, фестивали, конкурсы. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа, всего 136 часов в год. Результаты освоения курса - наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах); - владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата; - проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); - уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене; - стремление передавать характер песни, умение правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе. ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся: Учащиеся узнают истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Научатся правилам пения. Пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью Передавать настроение музыки в пении. Осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в пении. Учащиеся получат возможность научиться: в процессе работы над песней привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений. Расширить музыкальный кругозор и получить общие представления о музыкальной жизни современного социума; Формировать отношение к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы; Оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально - творческой деятельности (пение) МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся приобретают опыт: Самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив; Планирования своих действий в соответствии с поставленной целью Приобретать (моделировать) опыт- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать "музыкальные разговоры" различного характера. Познавательные Учащиеся научатся: - Сочинению мелодии и исполнению песен-попевок. - Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; - Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности, выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении. - Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов - Создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни. - Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности; получать эстетическое наслаждение от восприятия музыки, от общения с миром искусства. Учащиеся получат возможность научиться: - Владеть элементами алгоритма сочинения мелодии; - Выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении. -Определять характер, настроение песенок, жанровой основы. -Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление. Коммуникативные Учащиеся научатся: - Исполнять, инсценировать песни. -Работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра; -Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. -Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение, выразить свое впечатление, выслушать мнение партнёра. - Оценивать собственную музыкально -творческую деятельность. . Учащиеся получат возможность научиться: Аргументировать собственную позицию; Получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Учебно-тематический план № Наименование разделов и тем 1-14 Певческая установка. Певческое дыхание. Кол- Программное содержание во часо в 14 ч Вводное занятие. Прослушивание голосов Инструктаж по технике безопасности.Певческое дыхание. Смена Универсальные умения и действия (УУД) Р. Планирования своих действий в соответствии с поставленной целью П. Определять характер, настроение, 1534 Музыкальный 20 ч звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. 3554 Работа над дикцией 20ч и артикуляцией дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). Певческая установка. Дыхание. Навыки «цепного» дыхания. Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры. жанровую основу песен-попевок. К. Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. Р. Приобретать (моделировать) опытвыразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать "музыкальные разговоры" различного характера. П. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности, выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении. К. Исполнять, инсценировать песни. Введение, владение своим голосовым Р.Самостоятельной оценки аппаратом. Использование певческих правильности выполненных действия, навыков . Расширение диапазона голоса. внесения корректив Выявление индивидуальных красок голоса. П. Создавать собственные Работа над дикцией и артикуляцией. Работа интерпретации, исполнять знакомые над особенностями произношения при песни. пении (напевность гласных, умение их К. Эмоционально откликнуться на округлять, стремление к чистоте звучания музыкальное произведение, выразить 5570 Формирование чувства ансамбля. 16ч 7190 Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. 20ч неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки. Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. Сценическое искусство. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими свое впечатление, выслушать мнение партнёра. Р. Планирования своих действий в соответствии с поставленной целью П. Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов К. Оценивать собственную музыкально -творческую деятельность. Р. Приобретать (моделировать) опытвыразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать "музыкальные разговоры" различного характера. П. Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. Формирование культуры исполнительской деятельности учащихся. Сценическое движение. Нахождение образа. Подготовка концертных номеров. Творчество и импровизация. Подбор движений к разучиваемому произведению. 91110 Репетиционная работа 111126 Концертная 18 деятельность, творческие отчеты, конкурсы, фестивали Техника безопасного поведения во время выступления на сцене с использованием звукоусиливающей аппаратуры и осветительных приборовУверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Концертные выступления. 127136 Экскурсии Техника безопасного поведения во время поездок 20 8 Р. Приобретать (моделировать) опытвыразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать "музыкальные разговоры" различного характера. П. Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов Р. Приобретать (моделировать) опытсценической культуры, общения со зрителем, обмен опытом, расширение коммуникативного общения П. Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов Р. расширение кругозора П. Участие в коллективной творческой деятельности Содержание программы Работа над певческой установкой и дыханием.(14 часов)Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании). Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.(20 часов)Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры. Работа над дикцией и артикуляцией.(20 часов) Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных. Формирование чувства ансамбля.(16 часов) Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. (20часов) Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа. Репетиционная работа (20ч). Работа над техникой исполнения произведений, умение держаться на сцене, инструктаж по технике безопасности во время репетиций и концертов, владение публикой, актерское мастерство, сценическая культура, выразительность исполнения, отработка выхода на сцену и уход с нее, подача музыкального материала, нахождение образа, подготовка к концертам. Концертная деятельность, творческие отчеты, фестивали, конкурсы(18ч) Техника безопасного поведения во время выступления на сцене с использованием звукоусиливающей аппаратуры и осветительных приборов Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Концертные выступления, участие общешкольных, сельских, районных мероприятиях, фестивалях, конкурсах. Календарно – тематический план № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Дата прове дения Тема занятия Вводное занятие. Как влияет музыка на жизнь человека. Правила пения. Проверка слуха. Понятия «хор», «ансамбль»,«дирижёр» Диапазон. Подбор репертуара. Понятия «ауфтакт» Понятие «снятие» Фразировочные цезуры Фразировочные цезуры Штрихи Характер музыки. Научить детей определять характер музыки. Фразировка Работа над чистым интонированием поступенных и сказочнообразных мелодий . Дыхание Работа над расширением певческого дыхания. «Цепное дыхание» «Цепное дыхание» Формирование певческого дыхания Колич ество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. Дыхание на опоре Дыхание на опоре Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Работа над расширением диапазона. Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы. «Унисон» - понятие Работа над чистым унисоном. Унисон, техника исполнения Чистота унисона Определение примарной зоны звучания. Ансамблевое звучание Ансамблевое звучание Работа над ритмическим слухом. Работа над мелодическим слухом. Работа над разнообразным ритмическим рисунком. Работа над разнообразным ритмическим рисунком. Создание образа вокального произведения Создание образа песни из репертуара коллектива Создание образа песни из репертуара коллектива Работа над дикцией. Работа над дикцией. Работа над дикцией и артикуляцией. Совершенствование дикции. Развитие исполнительской отзывчивости Развитие исполнительской отзывчивости Работа над художественным исполнением произведения. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах. Понятие «интерпретация» Работа над дикцией и артикуляцией. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. Приёмы творческой интерпретации Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона. Ритмический ансамбль Понятия «пунктир» Индивидуальные прослушивания Индивидуальные прослушивания Понятие «синкопа» Вокально-интонационная работа Понятия «триоль» Вокально-интонационная работа Понятия «звуковедение» Вокально-интонационная работа Понятия «звуковедение» Мелодия Вокально-интонационная работа Фраза Выработка активного унисона. Интонирование произведений в различных видах мажора и минора. Мотив Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. Размер 2-х дольный Размер 3-х дольный Размер 3-х дольный Навыки пения песен без сопровождения. Динамические оттенки как средство выразительности Динамические оттенки: P, F Динамические оттенки: mP, mF, <, > Темп как средство выразительности Темп быстрый, разновидности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. Темп медленный, разновидности Фактура как средство выразительности Разбор фактуры изучаемых произведений Разбор фактуры изучаемых произведений Тембр Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. Работа над развитием артистических способностей. Анализ тембровой окраски голосов Анализ тембровой окраски голосов Выравнивание тембров Выравнивание тембров Одноголосное пение Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Формирования сценической культуры. Многоголосное пение Работа с фонограммой. Пения под фонограмму. Работа над ровным звучанием во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры. Пение не сложных двухголосных песен без сопровождения. Многоголосное пение Развитие ансамблевого исполнения Развитие ансамблевого исполнения Канон. Формированиедикции Канон. Формированиедикции Полифония Пропевание отдельных голосов Пение без сопровождения Мужские голоса. Тенор. Мужские голоса. Баритон. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111128 129136 Мужские голоса. Бас. Женские голоса. Сопрано. Женские голоса. Альт. Детские голоса Разновидности ансамблей Известные детские хоры Индивидуальные прослушивания Концерты, фестивали, конкурсы Экскурсии Итого: 136 часов 1 1 1 1 1 1 1 18 8