Рабочая программа по ОДНКНР 5 -6 класс

Приложение № 1 к ООП ООО

Рабочая программа учебного предмета
«Основы духовно нравственной культуры»
5- 6 классы

П.Оус

Пояснительная записка
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5—6 классов
образовательных организаций составлена в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г . № 287);
- требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);
- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
Целями изучения учебного курса являются:
- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в
контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения
и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также
способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры
современного общества;
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества,
ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
- становление компетенций межкультурного
взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный,
межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
- формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы,
истории, изобразительного искусства, музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений,
оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовнонравственных ценностей;
- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности
социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом .
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый
учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю.
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г . № 287);

- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015
года N 08-761. Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов
России"
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. (А.Я.Данилов, А.М.Кондаков,
В.А.Тишков), М.: Просвещение, 2010г.,
- Образовательная программа МБОУ ПСОШ №29 на 2022 – 2023 уч.г.;
- Положение о рабочей программе МБОУ ПСОШ№29;
- Учебный план МБОУ ПСОШ№29 на 2022 – 2023 учебный год.

Раздел №1 Планируемые результаты освоения программы
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Личностные результаты:
 готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;








достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками;
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире;
воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского
общества;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к
людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Универсальные учебные действия
Познавательные:






характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
различать культовые сооружения разных религий;
формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:




рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:




оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами
коммуникации и делового этикета.
Информационные:



анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение
искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:



Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и
прослушанных объяснений учителя.
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.









Метапредметные результаты:







владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом
особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с
информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты:





осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий
России;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными
средствами;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Содержание учебного предмета ОДНКНР
5 класс – 34 часа
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья.
Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре
народов России.
Тема 2 . Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов .
Тема 3 . Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки
народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как
культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт
русский язык.
Тема 5 . Истоки родной культуры .
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины . Единство культурного
пространства России Тема 6 . Материальная культура Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между
материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7 . Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и
знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8 . Культура и религия .
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях
России.
Тема 9 . Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний . Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию
человека .
Тема 10 . Многообразие культур России.
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2 «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.

Тема 12 . Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России .
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т . д .) о семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях
разных видов искусства .
Тема 15 . Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда . Роль нравственных норм в благополучии семьи .
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие) .
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) . Семейное древо. Семейные традиции .
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17 . Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества . Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей .
Тема 18 . Духовный мир человека.
Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре.
Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как
творческой деятельности, как реализации.
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности .
Мораль и нравственность в жизни человек. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, п а т р и о т и з м ,
любовь к близким.
Тематический блок 4. Культурное единство России
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти,
недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений .
Тема 21 . Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир
человека и его духовность.
Тема 22 . Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. При меры межкультурной
коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие.

Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25 . Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение
духовно-нравственных идеалов.
Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные . Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как
свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России .
Тема 27 . Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми . Народные инструменты . История
народа в его музыке и инструментах .
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России .
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты . Живопись,
графика . Выдающиеся художники разных народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России .
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности . Национальная литература .
Богатство культуры народа в его литературе .
Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников .
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта .
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
6 класс (34 ч)
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ
жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества.
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и
поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.
Тема 3 . История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов
как результат исторического развития народов России.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и
как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России.

Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования.
Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6 . Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции
Российской Федерации.
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных
ценностей.
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной
культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»

Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её
ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих
качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во
взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность .
Тема 11 . Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное
общество и религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»

Тема 15 . Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность.
Общественная оценка труда .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания.

Бедность.

Инвалидность .

Асоциальная

семья .

Сиротство . Отражение этих явлений в культуре общества .

Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство . Общественные блага .
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые
представителям этих профессии.
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого
мецената и общества в целом .
Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в
деятельности учёных .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.
Тематический блок 3. «Родина и патриотизм»

Тема 25 . Гражданин.
Родина
и
гражданство,
их
взаимосвязь.
Что
делает
человека
гражданином.
Нравственные
качества
гражданина
Тема 26 . Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории . Важность патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть .
Тема 28 . Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство?
Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества человека .
Тема Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»

Раздел №2 Планируемые результаты освоения учебного курса ОДНКНР на уровне основного общего образования
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом.
1.Патриотическое воспитание

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов
России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
- осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов
России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости,
уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4.Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов
мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни
человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении .
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в

учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом
назначения информации и её аудитории .
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии)
и делать выводы (логические УУД);
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические
/ моделирование);
- смысловое чтение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
(учебное сотрудничество);
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) .
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач (планирование);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
(контроль и коррекция);
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная
рефлексия, саморегуляция) деятельности .
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов .

5 класс

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
- Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и
гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;
- иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах
духовно-нравственному единству страны;
- понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным развитием личности и социальным поведением .
Тема 2 . Наш дом — Россия
- Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и
причинах его формирования;
- знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
- понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами
и нациями, обосновывать их необходимость
Тема 3 . Язык и история
- Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;
- иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;
- понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;
- обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета .
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей
- Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов
России;
- знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и
общества;
6 понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского
государства, уметь приводить примеры;
- иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении .
Тема 5 . Истоки родной культуры
- Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
- осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с
реальными проявлениями культурного многообразия;
- уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины .
Тема 6 . Материальная культура
- Иметь представление об артефактах культуры;
- иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
- понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и про- явлениями духовной культуры;
- понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и
взаимодействия с другими этносами .
Тема 7 . Духовная культура

- Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
- знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне
осмысления;
- понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
- осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;
- знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны .
Тема 8 . Культура и религия
- Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
- осознавать связь религии и морали;
- понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
- уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира .
Тема 9 . Культура и образование
- Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;
- иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
- понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
- приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;
- понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса
познания как получения но- вых сведений о мире .
Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие)
- Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;
- выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
- предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе мест- ной культурно-исторической
специфики;
- обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности
современного общества.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей
- Знать и понимать смысл термина «семья»;
- иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;
- осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;
- уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;
- понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
- осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль;
- понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи
сиротам со стороны государства .
Тема 12 . Родина начинается с семьи
- Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;

- осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
- понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
- обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества .
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России:
- иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;
- знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
- уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
- осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов .
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России:
- знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
- уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
- знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в
произведениях художественной культуры;
- понимать и обосновывать важность семейных ценностей с и пользованием различного иллюстративного материала.
Тема 15 . Труд в истории семьи
- знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
- понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических
функций в семье;
- осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
- характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи .
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие)
- Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные
закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
- выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
- предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;
- обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора
культурной преемственности .
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
- Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;
- уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры;
- понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества;
- знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре .
Тема 18 . Духовный мир человека. Человек — творец культуры
- Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
- осознавать и доказывать важность морально-нравственных ограничений в творчестве;
- обосновывать важность творчества как реализацию духовно- нравственных ценностей человека;
- доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
- знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества .

Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности
- Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
- обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
- понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба»,
«коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность
- Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
- иметь представление о значении и функциях изучения истории;
- осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса . Знать о существовании связи между историческими событиями и
культурой . Обосновывать важность изучения истории как духовно- нравственного долга гражданина и патриота .
Тема 2 . Литература как язык культуры
- Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
- рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;
- обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях .
Тема 22 . Взаимовлияние культур
- Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовнонравственных идеалов общества;
- понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
- знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных
ценностей.
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа
- Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно- нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая па- мять и преемственность
поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа:
- осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие
- Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
- называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
- уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
- демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
-уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины
Тема 25 . Праздники в культуре народов России
- Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
- устанавливать
взаимосвязь праздников и
культурного уклада;
- различать основные типы праздников;

- уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
- анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
- понимать основной смысл семейных праздников:
- определять нравственный смысл праздников народов России;
- осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов .
Тема 26 . Памятники архитектуры народов России
- Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и
особенностями культуры и этапами исторического развития;
- понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
- осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;
- осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;
- устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;
- иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы .
Тема 27 . Музыкальная культура народов России
- Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять
простые выразительные средства музыкального языка;
- обосновывать и доказывать важность музыки как культурно- го явления, как формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;
- знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России
- Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных
средствах изобразительного искусства;
- уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
- обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;
- знать основные темы изобразительного искусства народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России
- Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;
- понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
- воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
- знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
- оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы .
Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
- Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего
региона;
- уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций,
многообразия культур;

- уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской
идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
- понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба,
коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края .
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие)
-Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;
- понимать, что такое культурная карта народов России;
- описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями .
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России
- Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и
экономического единства;
- понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.
6 класс

Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
- Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
- понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений;
- уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовнонравственным состоянием общества;
- понимать зависимость социальных процессов от культурно- исторических процессов;
- уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума .
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов
- Характеризовать административно-территориальное деление России;
- знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России;
- понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти
отдельных этносов;
- объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу;
- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
- демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
- характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины.
Тема 3 . История быта как история культуры
- Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;
- понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода;
- находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в конкретных климатических, географических и
культурно-исторических условиях .
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный
- Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе;

- осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и
экономически благоприятной среды;
- демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовно-нравственной важности;
- понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе;
- осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества .
Тема 5 . Образование в культуре народов России
- Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его развития;
- понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания;
- понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных общественных процессах;
- обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;
- характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека .
Тема 6 . Права и обязанности человека
- Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»:
- характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами;
- понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека;
- понимать необходимость соблюдения прав человека;
- понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и обязанностями человека в обществе;
- приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России .
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
- Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомыслие»;
- характеризовать основные культурообразующие конфессии;
- знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития;
- понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества .
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие)
- Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовно-нравственные ориентиры;
- понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения социально-экономического
благополучия;
- называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории
и культуры России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9 . Духовно-нравственный облик и идеал человека
- Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека;
- осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями;
- понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
- обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных
процессах;
- характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность», «право» и «долг»;
- понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма;
- приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России .

Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России
- Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;
- характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного развития и существования на
каждом из этапов;
- обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции;
- знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми .
Тема 11 . Религия как источник нравственности
- Характеризовать нравственный потенциал религии;
- знать и уметь излагать нравственные принципы государство- образующих конфессий России;
- знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России;
- уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества .
Тема 12 . Наука как источник знания о человеке
- Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
- определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной культуре;
- характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его внутреннюю самоактуализацию;
- осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания .
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры
- Характеризовать многосторонность понятия «этика»;
- понимать особенности этики как науки;
- объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов России и соотносить их с личным опытом;
- обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия общества и личности .
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие)
- Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет», «рефлексия»;
- уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
- доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения .
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком
- Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
- соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»;
- объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; пони- мать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя;
- оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;
- осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд;
- объяснять важность труда и его экономической стоимости;
- знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а
также «общественная оценка труда» .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?- Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
- понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
- уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;

- знать и называть героев современного общества и исторических личностей;
- обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий .
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние
- Характеризовать понятие «социальные отношения»;
- понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию;
- осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности;
- обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь»,
«коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы;
- обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности;
- понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания
- Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством
духовно-нравственных идеалов и ценностей;
- приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на
доступном для понимания уровне;
- обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со
стороны общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений
- Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие», «волонтерство», «социальный проект»,
«гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи;
- анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных
этносов и религий;
- уметь самостоятельно находить информацию о благотвори- тельных, волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания .
Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России
- Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных ценностей российского народа;
- находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России;
- знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе;
- находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре .
Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества
- Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»;
- иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий;
- осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий;
- приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную точку зрения .
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как нравственный долг
- Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России;
- доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената;
- характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни общества;
- приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России;
- понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности, аргументировано объяснять её важность .

Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества
- Характеризовать понятие «наука»;
- уметь аргументировано обосновывать важность науки в со- временном обществе, прослеживать её связь с научно-техническим и социальным
прогрессом;
- называть имена выдающихся учёных России;
- обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания;
- характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства;
- обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство этих понятий .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой профессии;
- обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество; называть духовно-нравственные качества человека,
необходимые в этом виде труда .
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин
- Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь;
- понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания;
- понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина .
Тема 26 . Патриотизм
- Характеризовать понятие «патриотизм»;
- приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
- различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;
- уметь обосновывать важность патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
- Характеризовать понятия «война» и «мир»;
- доказывать важность сохранения мира и согласия;
- обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
- понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
- характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений .
Тема 28 . Государство . Россия — наша Родина
- Характеризовать понятие «государство»;
- уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности;
- характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности человека;
- характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с необходимыми нравственными качествами человека .
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие)
- Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности;
- обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники .
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их нравственного характера;
- находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса .

Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
- приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
- формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи .
Тема 32 . Человек и культура (проект)
- Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
- уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры;
- показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
- характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с
положительной, так и с отрицательной стороны.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс

№
п
/
п

Наименование
разделов
и
программы

Количество часов
тем

вс
ег
о

контроль
ные
работы

практичес
кие
работы

Дата
Виды деятельности
изучен
ия

Виды,
формы
контро
ля

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
1.1
.

Зачем изучать курс «Основы
духовнонравственной
культуры народов России»?

1

0

0

1.2
.

Наш дом — Россия

1

0

1

формировать
представление
об Устный
особенностях курса «Основы духовно- опрос;
нравственнойкультуры народов России»;
слушать и понимать
объяснения учителя по
теме
урока;
вести
самостоятельную
работу с учебником;
слушать и понимать объяснения учителя по Практическа
яработа;
теме урока;
формировать
представление
о
необходимости
и
важности
межнационального и межрелигиозного
сотрудничества, взаимодействия;

1.3
.

Язык и история

1.4
.

Русский язык —
общения
и
возможностей

язык
язык

1

0

0

1

0

1

формировать представления о языке как Устный
носителе духовно-нравственных смыслов опрос;
культуры;
понимать особенности коммуникативной
роли языка;
слушать и анализировать выступления
одноклассников, отбирать и сравнивать
учебный
материал
по
нескольким
источникам;
формировать представление о русском Практическа
языке
как
языке
межнационального яработа;
общения; слушать объяснения учителя,
стараясь выделить главное;
объяснять
наблюдаемые
в
практике
изучения языка явления;

Электронны
е
(цифровые)
образователь
ныересурсы

1.5
.

Истоки родной культуры

1

0

0

1.6
.

Материальная культура

1

0

0

формировать представление о том, что Устный
опрос;
такое культура, об общих чертах в культуре
разных народов;
слушать и понимать объяснения учителя по
теме урока;
выполнять задания на понимание и
разграничение понятий по теме;
Устный
формировать
представление
о
опрос;
традиционных укладах жизни разных
народов; слушать
и
анализировать
выступления одноклассников;
работать с учебником, анализировать
проблемные ситуации;

1.7
.

Духовная культура

1

0

0

формировать представление о духовной Устный
опрос;
культуре разных народов;
понимать взаимосвязь между проявлениями
материальной и духовной культуры;
выполнять задания на понимание и
разграничение понятий по теме;
учиться работать с текстом и зри тельным
рядом учебника;

1.8
.

Культура и религия

1

0

1

формировать представление о понятии
«религия», понимать и уметь объяснять, в
чём заключается связь культуры и религии;
слушать объяснения учителя, работать с
научно-популярной литературой по теме;

Практичес
каяработа;

1.9
.

Культура и образование

1

0

1

понимать смысл понятия «образование»,
уметь объяснять важность и необходимость
образования для общества;
слушать объяснения учителя, отбирать и
сравнивать учебные материалы по теме;

Практичес
каяработа;

1.10
.

Многообразие культур
России (практическое
занятие)

1

0

1

отбирать
материал
по
нескольким
источникам, готовить доклады, работать с
научно- популярной литературой;
слушать выступления одноклассников;

Практичес
каяработа;

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Тема урока

Количество часов
все
го

контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

1.

Вводный урок. Знакомство с
новым учебником

1

0

0

Устный
опрос;

2.

Величие многонациональной
российской культуры.

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

1

Практическая
работа;

Основные понятия.
3.

Величие многонациональной
российской культуры.
Основные понятия.

4.

Человек – творец и носитель
культуры.

1

0

0

Устный
опрос;

5.

Человек – творец и носитель
культуры.

1

0

1

Практическая
работа;

6.

«Береги землю родимую, как
мать любимую».

1

0

0

Устный
опрос;

7.

«Береги землю родимую, как
мать любимую».

1

0

1

Практическая
работа;

8.

Жизнь ратными подвигами
полна.

1

0

0

Устный
опрос;

9.

Жизнь ратными подвигами
полна.

1

0

1

Практическая
работа;

1
0.

В труде – красота человека.

1

0

0

Устный
опрос;

1
1.

В труде – красота человека.

1

0

1

Практическая
работа;

1
2.

«Плод добрых трудов
славен».

1

0

0

Устный
опрос;

1
3.

«Плод добрых трудов
славен».

1

0

1

Практическая
работа;

1
4.

Люди труда.

1

0

0

Устный
опрос;

1
5.

Люди труда.

1

0

1

Практическая
работа;

1
6.

Бережное отношение к
природе.

1

0

0

Устный
опрос;

1
7.

Бережное отношение к
природе.

1

0

1

Практическая
работа;

1
8.

Семья – хранитель духовных
ценностей.

1

0

0

Устный
опрос;

1
9.

Семья – хранитель духовных
ценностей.

1

0

1

Практическая
работа;

2
0.

Роль религии в развитии
культуры.

1

0

0

Устный
опрос;

2
1.

Культурное наследие
христианской Руси.

1

0

0

Устный
опрос;

2
2.

Культурное наследие
христианской Руси.

1

0

1

Практическая
работа;

2
3.

Культура ислама.

1

0

0

Устный
опрос;

2
4.

Культура ислама.

1

0

1

Практическая
работа;

2
5.

Иудаизм и культура.

1

0

0

Устный
опрос;

2
6.

Иудаизм и культура.

1

0

1

Практическая
работа;

2
7.

Культурные традиции
буддизма.

1

0

0

Устный
опрос;

2
8.

Культурные традиции
буддизма.

1

0

1

Практическая
работа;

2
9.

Забота государства о
сохранении духовных
ценностей.

1

0

0

Устный
опрос;

3
0.

Забота государства о
сохранении духовных
ценностей.

1

0

1

Практическая
работа;

3
1.

Хранить память предков.

1

0

0

Устный
опрос;

3
2.

Хранить память предков.

1

0

1

Практическая
работа;

3
3

Подведение итогов.

1

0

0

Устный
опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

15

3
4

1

0

0

Что составляет твой
духовный мир.

Устный
опрос;

Тематическое планирование 6 класс.
№
п
/
п

Наименование
разделов
и
программы

Количество часов
тем

вс
ег
о

контроль
ные
работы

практичес
кие
работы

Дата
Виды деятельности
изучен
ия

Виды,
формы
контро
ля

Тематический блок 1. «Культура как социальность» - 8 ч.
1..

Мир культуры: его
структура

1

0

0

.2.

Культура России:
многообразие
регионов

1

0

1

3.

История быта как
история культуры

1

0

0

4.

Прогресс: технический
и социальный

1

0

1

.5.

Образование в
культуре народов
России

1

0

0

.6.

Права и обязанности
человека

1

0

0

Общество и религия:
духовно-нравственное
взаимодействие

1

.7.

формировать представление об особенностях курса «Основы Устный опрос;
духовно-нравственнойкультуры народов России»;
слушать и понимать объяснения учителя по
теме урока; вести самостоятельную работу с
учебником;
Практическая
слушать и понимать объяснения учителя по теме урока;
формировать представление о необходимости и важности работа;
межнационального
взаимодействия;

и

межрелигиозного

сотрудничества,

формировать представления о языке как носителе духовно- Устный опрос;
нравственных смысловкультуры;
понимать особенности коммуникативной роли языка;
слушать и анализировать выступления одноклассников, отбирать
и сравнивать учебный материал по нескольким источникам;
формировать представление о русском языке как языке Практическая
межнационального общения; слушать объяснения учителя, работа;
стараясь выделить главное;
объяснять наблюдаемые в практике изучения языка явления;
формировать представление о том, что такое культура, об общих Устный опрос;
чертах в культуреразных народов;
слушать и понимать объяснения учителя по теме урока;
выполнять задания на понимание и разграничение понятий по
теме;
Устный опрос;
формировать представление о традиционных укладах жизни
разных народов; слушать и анализировать выступления
одноклассников;
работать с учебником, анализировать проблемные ситуации;

0

0

формировать представление о духовной культуре разных народов; Устный опрос;
понимать взаимосвязь между проявлениями материальной и
духовной культуры; выполнять задания на понимание и
разграничение понятий по теме;
учиться работать с текстом и зри тельным рядом учебника;

Электронные
(цифровые)
образователь
ныересурсы

.8.

Современный
мир:
самое
важное
(практическое
занятие)

1

0

1

формировать представление о понятии «религия», понимать и Практическая
работа;
уметь объяснять, в чём заключается связь культуры и религии;
слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной
литературой по теме;

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» - 6 ч.
.9.

Каким должен быть
человек?
Духовнонравственный облик и
идеал человека

1

0

1

10.

Взросление человека в
культуре народов России

1

0

1

11

Религия как
источник
нравственности

12

Наука как источник
знания о человеке и
человеческом
Этика
и
нравственность как
категории духовной
культуры
Самопознание(прак
тическое занятие)
Тематический блок 3. «Человек как член общества» - 10 ч.

13

14

15

Труд делает человека
человеком

2

0

0

Устный опрос;

16

Подвиг: как узнать героя?

1

0

0

Устный опрос;

17.

Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние

1

0

1

Практическая
работа;

18

1
0
0
Проблемы современного
общества как отражение его
духовно-нравственного
самосознания
1
0
1
Духовно-нравственные
ориентиры социальных
отношений
0
1
Гуманизм как сущностная 1
характеристика духовнонравственной
культуры
народов России
0
0
Социальные профессии; их 1
важность для сохранения
духовно-нравственного
облика общества
0
0
Выдающиеся благотворите- 2
ли
в
истории
.
Благотворительность
как
нравственный долг
0
0
Выдающиеся
учёные 1
России. Наука как источник
социального и духовного
прогресса общества
1
0
0
Моя профессия
(практическое занятие)
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» - 11 ч.

19

20.

21.

22.

2.3.

24

Устный опрос;

Практическая
работа;

Практическая
работа;

Устный опрос;

Устный опрос;

Устный опрос;

Устный
опрос;

25

Гражданин

0

1

понимать особенности литературы, её отличия от других видов художественного
творчества;
объяснять средства выражения духовного мира человека, его морали и
нравственности в произведениях литературы;
слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой, изучать и
анализировать источники;

Практическа
яработа;

26

Патриотизм

0

0

иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур»,
«культурный обмен»;
понимать и объяснять важность сохранения культурного наследия;
слушать объяснения учителя, понимать и разграничивать понятия, отбирать и
сравнивать материал по нескольким источникам;

Устный опрос;

27.

Защита Родины: подвиг или
долг?

0

0

уметь объяснять значение основных понятий, отражающих духовно-нравственные
ценности;
осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценностей
российского общества;
слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение);

Устный опрос;

28

Государство .
Россия — наша Родина

0

1

понимать принципы федеративного устройства России, объяснять понятие
«полиэтничность»;
понимать ценность многообразия культурных укладов народов
России; уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой
родины;
слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками;

Практическая
работа;

29

Гражданская
идентичность
(практическое занятие)

0

1

понимать и объяснять, что такое «народный праздник»;
уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей семьи;
понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника;
работать с учебником, просматривать и анализировать учебные фильмы;

Практическая
работа;

30

Моя школа и мой класс
(практическое занятие)

0

0

устанавливать связь между историей памятника и историей края;
характеризовать памятники истории и культуры;
понимать нравственный и научный смысл краеведческой работы;
слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной
литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы;

Устный опрос;

31.

Человек: какой он?
(практическое занятие)

0

0

понимать особенности музыки как вида искусства;
знать и называть основные темы музыкального творчества народов России,
понимать, как история народа отражается в его музыке;
слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать учебные фильмы;

Устный опрос;

32

Человек и культура
(практическое занятие)

0

1

понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида
художественного творчества;
понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных
ценностей;
знать и называть основные темы искусства народов России;
слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать учебные фильмы;

Практическая
работа;

33

Повторение и обобщение

0

1

понимать, что такое национальная литература;
объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают
историю народа, его духовно-нравственные ценности;
отбирать и сравнивать материал из нескольких источников, решать текстовые
задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников;

Практическа
яработа;

34

Промежуточная аттестация

35

Итоговый урок

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№
п/п

1.

Тема урока

Количество часов

всего

Мир культуры: его
структура

контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

1

0

0

Устный
опрос;

2.

Культура России:
многообразие регионов

1

0

0

Устный
опрос;

3.

История быта как история
культуры

1

0

1

Практическая
работа;

4.

Прогресс: технический и
социальный

1

0

0

Устный
опрос;

5.

Образование в культуре
народов России

1

0

1

Практическая
работа;

6.

Права и обязанности
человека

1

0

0

Устный
опрос;

7.

Общество
и
религия:
духовно-нравственное
взаимодействие

1

0

1

Практическая
работа;

8.

Современный мир: самое
важное (практическое
занятие)

1

0

0

Практическая
работа;

Каким
должен
быть
человек?
Духовнонравственный облик
и
идеал человека
10 Взросление человека в
.
культуре народов России

1

0

1

Практическая
работа;

1

0

0

Устный
опрос;

Религия как источник
нравственности

1

0

1

Практическая
работа;

Наука как источник
знания о человеке и
человеческом
13 Этика и нравственность
.
как категории духовной
культуры
14 Самопознание(практиче
.
ское занятие)

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

1

Практическая
работа;

1

0

0

Практическая
работа;

15
.

Труд делает человека
человеком

1

0

1

Практическая
работа;

16

Подвиг: как узнать героя?

17

Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние

9.

11
.
12
.

18

19

20

21

22

23

24

Проблемы современного
общества как отражение
его духовно-нравственного
самосознания
Духовно-нравственные
ориентиры социальных
отношений
Гуманизм как сущностная
характеристика духовнонравственной
культуры
народов России
Социальные профессии; их
важность для сохранения
духовно-нравственного
облика общества
Выдающиеся благотворители
в
истории
.
Благотворительность
как
нравственный долг
Выдающиеся
учёные
России.
Наука
как
источник социального и
духовного
прогресса общества
Моя профессия
(практическое занятие)

25

Гражданин

1

0

0

Устный
опрос;

26

Патриотизм

1

0

1

Практическая
работа;

27
.

Защита Родины: подвиг
или долг?

1

0

0

Устный
опрос;

28

Государство .
Россия — наша Родина

1

0

1

Практическая
работа;

29

Гражданская
идентичность
(практическое
занятие)

1

0

0

Устный
опрос;

30
.

Моя школа и мой
класс
(практическое
занятие)

1

0

0

Устный
опрос;

31
.

Человек: какой он?
(практическое занятие)

1

0

1

Практическая
работа;

32

Человек и культура
(практическое занятие)

1

0

0

Устный
опрос;

33

Повторение и обобщение

1

0

1

Практическая
работа;

34

Промежуточная аттестация

1

0

0

Устный
опрос;

35
.

Итоговый урок

1

0

1

Практическая
работа;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».