Приложение № 1 к ООП ООО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Основы инструментального исполнительства (баян)» Направленность – художественная Уровень - ознакомительный Возраст учащихся – 9-14 лет Срок реализации программы – 1 год Количество часов в неделю – 2 часа в неделю. Количество часов в год: 68 часов. Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. - Актуальность программы. - Цель программы. - Задачи программы. - Планируемые результаты. - Проектирование планируемых результатов. - Компетентностная модель. II. Содержание программы - Учебно-тематический план - Содержание учебно-тематического плана. III. Формы аттестации и оценочные материалы - Формы контроля. - Средства контроля. IV. Организационно-педагогические условия реализации программы. - Учебно-методическое обеспечение программы. - Материально-технические условия реализации программы. V. Список рекомендуемой литературы. VI.Нормативно-правовые акты и документы. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в общеобразовательной школе. Программа «Основы инструментального исполнительства (баян)» актуальна, так как сегодня, в условиях современного мира, с его основной информационно- технической составляющей, важно помнить, что эстетическое развитие является средством для реализации заложенных в ребенке творческих начал и созданием условий для самовыражения, что, соответственно, способствует созданию условий для формирования таких качеств, как чувство собственного достоинства, самоконтроля, ответственности и уважения к окружающим. Для того чтобы приобщить человека к музыкальному искусству, необходимо прежде всего воспитать любовь к музыке. Следовательно, воспитание эмоциональной отзывчивости является одной из первоочередных задач, которая должна превратить обучение детей в любимое ими занятие и дать всем необходимый стимул для овладения сложными процессами игры на музыкальном инструменте. Самое существенное заключается в том, чтобы в процессе обучения каждый учащийся получал настоящее эстетическое удовлетворение, развивал свой музыкальный вкус и приобретал необходимые знания и навыки для правильного понимания и исполнения музыки. Все перечисленные качества крайне необходимы не только профессиональному музыканту, но и каждомукультурному слушателю музыки. Одна из особенностей обучения игре на баяне – это интенсивное развитие разнонаправленных возможностей человека, причём не только узкоспециальных (то есть музыкальных), но и тех способностей, которыенеобходимы человеку в повседневной жизни: - хорошая координация, которая развивается в результате одновременной игры двумя руками, таким образом, одновременно получают развитие оба полушария головного мозга; - развитие памяти, т.к. обучение игре на баяне предусматривает усвоение множества специфических музыкальных терминов и знаков, обозначение многих из них дается на итальянском языке, а также исполнение музыкальных произведений наизусть; - развитие перспективного мышления достигается развитием способностей у баяниста мыслить вперёд, опережая игру пальцев, не прерывая при этом исполнения; - развитие пальцевой моторики, которая напрямую связана и с развитием речевых навыков детей; - игра на баяне развивает не только творческие способности, но и гибкость (вариативность) мышления. Обучение игре на музыкальном инструменте позволяет индивидуализировать процесс музыкального образования, даёт обучающемуся опыт самостоятельного сольного (более ответственного) музицирования. Педагогическая целесообразность программы определена активным вовлечением учащихся в концертную и просветительскую деятельность, что даёт детям ощущение собственной значимости и успешности в творческой и социальной деятельности. Данная программа включает в себя наряду с овладением основного инструмента баяна прохождение такого учебного предмета, как«Чтение нот с листа». Программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего на развитие интересов самого обучающегося. Срок реализации программы – 1 год. Важное место в обучении детей должен занимать донотный период обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы 9-14 лет. Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (баян)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. Цель программы: – развитие комплекса музыкальных способностей и образноэмоционального восприятия музыки через формирование и развитие навыков игры на баяне. Задачи программы: Обучающие: - сформировать технические навыки игры на инструменте; - сформировать координацию между зрительным образом нотного текста и его звуковым воплощением; - познакомить с основами теории музыки и выработать умение применять в практике полученные знания; - сформировать навыки технически правильного выразительного исполнения музыкальных произведений на баяне, исполнительской культуры; - познакомить с правилами поведения на сцене. Развивающие: - развить умение анализировать средства музыкальной выразительности и элементы музыкального языка в их содержательном взаимодействии; - развить музыкально-слуховые представления и художественное воображение учащихся; - развить музыкальные способности, мелодический, ритмический, гармонический, тембровый слух; - развить музыкальную память; - развить умение и навыки концентрации внимания, координации движений, эмоционального самоконтроля. Воспитательные: - воспитать художественный вкус; - повысить мотивацию к музыкально-исполнительской деятельности; - стимулировать мотивацию к самостоятельному творческому труду; - воспитать ответственность, сознательность, трудолюбие, работоспособность; - сформировать личностно-ценностное отношение к музыкальной культуре. Планируемые результаты По итогам обучения обучающиеся будут знать: - основы теории музыки; - теоретические основы и правила игры на инструменте; - технику безопасности в работе за баяном; - общие основы устройства баяна, принципов звукоизвлечения инструмента; - основные правила удобной посадки за инструментом; - основные исполнительские штрихи (артикуляционные приемы): legato, staccato, nonlegato; - основные принципы расстановки аппликатуры, понятия позиции руки на баянной клавиатуре. - основополагающие принципы музыкальной фразировки; - иметь общие представления об основных выразительных возможностях инструмента: многотембровости, аккомпанементе, звуковых эффектах. По итогам обучения обучающиеся будут уметь: - применить технические навыки игры на инструменте; - быстро находить нужную клавишу на клавиатуре (ориентироваться в клавишах); - уметь правильно пользоваться звукоизвлечением (ведение меха); - правильно сидеть за инструментом, использовать на практике знания о постановке исполнительского аппарата; - применить на практике знание принципов расстановки аппликатуры; - координировать зрительный образ нотного текста и его звуковое воплощение; - применить навыки концентрации внимания, координации движений, эмоционального самоконтроля; - правильно вести себя на сцене. Проектирование планируемых результатов Результаты освоения программы включают: Личностные результаты: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; - развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки; - мотивация детей к познанию, творчеству, труду; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе разных видов деятельности; Метапредметные результаты: - формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; - формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; - овладение различными способами поиска информации в соответствии с поставленными задачами; - готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; Компетентностная модель. Будут сформированы следующие компетенции: - ценностно-смысловая компетенция (умение принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков); - общекультурная компетенция (принимать и понимать точку зрения другого человека); - учебно-познавательная компетенция (самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы; - информационная компетенция (осваивать современные средства информации и информационные технологии; - коммуникативная компетенция (умение представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы); учиться быть личностью, осознавать необходимость и значимость труда, который выполняешь. II. Содержание программы Учебно-тематический план № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Название раздела, темы Введение в предмет. Техника безопасности Освоение приемов игры на баяне, различных видов техники и исполнительских стилей. Основы музыкальной грамоты. Работа над музыкальными произведениями Итоговые занятие Количество часов Всего Теория Практика 0,5/0,5 0,5/0,5 - Формы аттестации (контроля) по разделам Форма входного контроля Формы текущего контроля 5/12 0,5/1 4,5/11 3,5/6,5 1/1 2,5/5,5 6/14 0,5/1 5,5/13 3/3 0,5/0,5 2,5/2,5 18/36 3/4 15/32 Итого Формы текущего контроля Формы текущего контроля Форма итоговой аттестации Содержание учебно-тематического плана 1. Введение в предмет. Техника безопасности. Теоретическая часть. История развития баяна. Общие основы устройства инструмента, принципы звукоизвлечения. Техника безопасности в работе за баяном. Правила поведения учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, выполнение правил пожарной и электробезопасности, соблюдение правил гигиены, отключение пользование мобильных телефонов звуковоспроизводящей и аппаратурой запрет во на время занятий). 2. Освоение приемов игры на баяне, различных видов техники и исполнительских стилей. Теоретическая часть: Основные приемы игры, правила удобной посадки за аккордеоном. Разновидности звука. Основа нотной грамоты. Особенности нотной записи произведений для аккордеона. Составляющие аппарата: пальцы с опорной фалангой, кисть, предплечье. «Дыхание» – освобождение кисти руки в процессе баянного исполнения. Основные октавы баянной клавиатуры: большая, малая, первая, вторая. Основные исполнительские штрихи (артикуляционные приемы): legato, staccato, nonlegato. Кистевое и пальцевое staccato. динамические Динамические обозначения в возможности нотах. Основные баяна и принципы расстановки пальцев (аппликатуры); понятие позиции руки на баянной клавиатуре. Практическая часть: Развитие двигательных навыков. Самостоятельное ориентирование в нотной записи. Техника смены позиций: подмена и подкладывание пальцев, скачки. Связь аппликатуры с ритмическим строением мелодии и ее структуры. Постановка правой и левой руки на клавиатуре. Простейшие упражнение для правой и левой руки. Работа над основными динамическими оттенками «пиано», «форте», «меццо форте», «крещендо» и «деминуэндо». Выработка умения ориентироваться на клавиатуре. Исполнение упражнений на выработку главных исполнительских приемов (legato, пальцевое staccato, кистевое staccato), отдельно каждой рукой. 3. Основы музыкальной грамоты. Теоретическая часть. Ознакомление с понятием «музыкальный звук» и его свойствами. Акустические свойства звука, различия между звуками (музыкальный и шумовой). Высота звуков, нотная запись; нотоносец; скрипичный ключ, басовый ключ; длительности; метр, ритм; размер 2\4, 3\4, 4\4; такт, тактовая черта, затакт; динамика; простые музыкальные формы: период; реприза. Знаки альтерации, исполнительские ремарки. Музыкальные лады, тональности. Ритмический рисунок, темп, динамика. Знаки сокращенного нотного письма. Обозначения агогики. Практическая часть. Анализ нотного текста, ритмических, технических особенностей. Чтение нот с листа. 4. Работа над музыкальными произведениями. Теоретическая часть. Баянные пьесы как жанр музыкальной литературы. Характер, образное содержание баянной пьесы, художественный образ в музыке. Развитие навыка анализировать музыкальное произведение, умение определять: характер, мотивы, фразы, темпы, динамику. Штрихи и динамические оттенки (нюансы) Фактура музыкального произведения. Понятие «фразировка». Правила ведения меха. Практическая часть. Исполнение простых одноголосных пьес двумя руками nonlegato, legato, staccato. Работа над пьесами из отобранного для учащегося репертуара (в зависимости от его индивидуальных возможностей): разбор нотного текста,проигрывание на инструменте в медленном и умеренном темпах, достижение уверенности и свободы в движениях пальцев и ведения меха. Отработка техники и выразительности исполнения. Освоение технических и художественных трудностей: расстановка аппликатуры, детализация нюансов, штрихов, проникновение в характер, содержание произведения. Развитие умения слышать ритмические, мелодические и гармонические особенности партии сопровождения. Работа над фразировкой. Развитие навыка анализировать музыкальное произведение, умение определять: характер, мотивы, фразы, темпы, динамику. 5. Итоговые занятия. Теоретическая часть. Психолого-педагогическая подготовка учащихся к открытым выступлениям, анализ степени готовности каждого учащегося к участию в концерте, конкурсе, открытом занятии. Практическая часть. Участие в конкурсе, фестивале, концерте различных уровней (исполнение учащимися музыкальных произведений, анализ и оценка интерпретации). III. Формы аттестации и оценочные материалы. 1. Формы контроля. Реализация программы «Основы инструментального исполнительства (баян)» предусматривает входной, текущий контроль и итоговую аттестацию обучающихся. Входной контроль проводится с целью выявления уровня подготовки учащихся. Текущий – с целью контроля усвоения учащимися тем и разделов программы. Итоговый – с целью усвоения обучающимися программного материала в целом. Входной контроль осуществляется в форме анализа индивидуальных способностей учащегося. Текущий контроль включает следующие формы: самоконтроль, педагогическое наблюдение. Итоговый контроль осуществляется в формах: открытого занятия, концертного выступления, участия в конкурсах и фестивалях различных уровней. 2. Средства контроля. Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путём оценивания следующих критериев (параметров): - стремление к совершенствованию умений и навыков, позволяющих использовать возможности инструмента; - артистизм, чувство контакта с публикой, наличие исполнительскойинициативы; - наличие интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству; - наличие общей музыкальной и исполнительской культуры обучающихся; - высокая мотивация к участию в различных творческих и социальных проектах, - трудолюбие, личная ответственность. IVОрганизационно-педагогические условия реализации программы 1. Учебно-методическое обеспечение программы Реализация программы «Основы инструментального музицирования (баян)» предполагает индивидуальную форму организации образовательной деятельности. При реализации программы используются следующие методы и приемы обучения: - словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, пояснение, указание и замечание); - частично-поисковый метод (учащийся участвует в решении поставленных исполнительских задач); - метод анализа учеником и педагогом учебной ситуации; - наглядный метод (слушание музыки, показ педагога, просмотр видеоматериалов); - практический метод (применение систематических, последовательных, постоянных упражнения разного вида). Образовательный процесс обеспечивается следующими дидактическими материалами: - раздаточный материал (ноты, упражнения, виды штрихов, длительности нот, динамические оттенки, виды реприз, паузы и пр.) 2. Материально-технические условия реализации программы Требования к помещению для занятий: Для индивидуальных занятий требуется проветриваемое, хорошо освещенное, звукоизолированное помещение с соблюдением всех требований безопасности и гигиены. В помещении должны быть розетки, стеллажи для хранения нотной литературы, подставок (для хранения инструментов предполагается складское помещение). Для реализации программы необходимы стулья, парты, пюпитры,соблюдение питьевого режима, доступ в Интернет. V. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Хрестоматия педагогического репертуара (баян, 1-2 классы)/сост. Л.Онегин, М., 1969. 2. Хрестоматия баяниста (1-2 классы)/сост. С. Крылусов, М., 1984. 3. Школа игры на баяне./сост. П. Говорушко, М.,1981. 4.Этюды для баяна. Вып.13 /сост. Л. Гаврилов, М., 1984 5.Этюды для баяна. Вып.14 /сост. Л. Гаврилов, М., 1985 6.Этюды для баяна. Вып.16 /сост. Л. Гаврилов, М., 1988 7. Современная школа игры на баяне./сост. В.Семенов, М., 2000. 8.Полифонические пьесы.1-3 классы./сост.Д.Самойлов, М.,1997 9. Этюды.1-3 классы./сост.Д.Самойлов, М.,1997 10. А. Доренский «Музыка для детей». Вып.2, 2-3класс, Ростов-на-Дону, 1998. 11. Г.Крылова «Азбука маленького баяниста». VI.Нормативно-правовые акты и документы. 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р); 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242; 4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196); 5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8.09.2015г. № 613-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242; 7. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26); 8. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).